В настоящее время актуальна проблема изменения общественного сознания по отношению к детям
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно статистическим данным, уровень
первичной инвалидности детей имеет тенденцию к постоянному росту. Подобная статистика
приводит к необходимости обновления содержания образования, поиску путей оптимальной
организации работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и
интеграции их в общество, подготовки к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Ребенок
с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающийся в изоляции от сверстников, достигнув
зрелого возраста, не может адаптироваться в социуме в соответствии со своими сохранными
возможностями и потребностями.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья, развития эмоциональной сферы, речевого
развития, а также формирования у них социально-коммуникативных навыков. Занятия по программе
развивают умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым и услышанным, что
способствует социализации и адаптации детей с ОВЗ в современном обществе.
Театральное искусство, в основе которого лежит игра, близко и понятно детям с интеллектуальными
нарушениями. Игра для них является основным видом деятельности, с помощью которого дети
овладевают знаниями о внешнем мире. Коммуникативный и социальный опыт обучающихся с
интеллектуальными отклонениями крайне скуден. Им сложно решить ту или иную проблемную
ситуацию. В театрализованной игре, используемой как ненавязчивое педагогическое средство,
ребенок может получить представление об окружающем мире - через образы, проигрывание
жизненных ситуаций, через эмоциональные переживания, краски, звуки.
На занятиях по театрализованной деятельности используются театрализованные игры-
драматизации, дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения с элементами
игры – на проговаривание, на развитие пантомимики, упражнения по ритмопластике, на развитие
чувств, эмоций.
В игре, в процессе исполнения той или иной роли ребенок, работая над образом
персонажа, старается перенять черты его характера, поведения в различных ситуациях.
Систематически возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции
становятся регулятором дальнейшего поведения самого умственно отсталого ребенка. Возникают
посылы для творческого решения, попытки импровизации.